Мои поездки в Пятигорск

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК 2000

9-10.08.00. Я в пути. На поезд сел ночью. В вагоне уже все спали. Засунул вещи под лавку и лег спать. Утром рассмотрел попутчиков. Напротив - три восточные девушки, едущие в Армавир. Четвертым был юноша с таким нежным девичьим лицом, что я долго сомневался, кто там лежит на верхней полке, юноша или девушка. Парень всю дорогу так и пролежал на полке, и я не разу не видел, как он спускался вниз. Он спал или слушал музыку. Надо мной ехал старлей, возвращался из отпуска в Чечню. В поезде общался только с ним. Парень немногословный, о Чечне за дорогу не сказал ни слова. Потом в нашем купе появился дядя с племянницей. Дядя из кавказцев, как и проводник вагона, который посадил его без билета. Дядя с племянницей расположились на третьей полке. Племянница - симпатичная девчонка лет семи в красивом платье, но очень неаккуратная.

Раздражали большие остановки на границе с Украиной. Проверка была формальной, обращали внимание только на «лиц кавказской национальности». В Харькове, где была проверка документов, нас продержали час, так и не выпустив из вагона. Пока ехали по Украине, на каждой остановке видели одну и ту же картину - толпы самодеятельных продавцов предлагали свой товар - посуду, цепочки, украшения, пиво, напитки, кружки, овощи и фрукты. «Окучивали» пассажиров не один раз. Если не было возможности войти в вагон, торговля шла через окна. Обратил внимание на следы недавней предвыборной борьбы - на длинных бетонных заборах вдоль дороги шли лозунги в пользу Кучмы или Симоненко, например, такой - «КУЧМА - ЭТО ФАШИЗМ, СИМОНЕНКО - НАШЕ СПАСЕНИЕ». После Харькова пошли хвойные леса на песке, под Ростовом холмы и степи. Появились новые, невиданные у нас цветы - сиреневые кусты. Потом показались терриконы. Ночью необыкновенное зрелище - я проснулся от грохота колес по железнодорожному мосту и увидел под мостом широкую реку, и на ней множество судов с гирляндами электрических огней. Это был Ростов.

И вот весь путь преодолен, я совсем рядом с Пятигорском в Минеральных водах хожу по платформе под ярким южным жарким солнцем, любуюсь на красивый вокзал с фонтаном и жду, когда сменят локомотив. На душе празднично и спокойно. Через час я вышел в Пятигорске. С платформы видны величественные горы. Никулины меня заметили не сразу. Меня встречают, забирают из рук вещи. Мы едем на трамвае на Московскую улицу.

10.08.00. Первым делом гостю была предложена ванна с горячей водой, а уж потом и завтрак с вином и арбузом. За столом был и тренер Сережа, тот, что навестил нас зимой в Туле. Потом мы ходили на озеро купаться и загорать. День был прекрасный, на озере полно народа. Озеро оказалось довольно большим водоемом, на берегу которого росли плакучие ивы. По озеру носились водные мотоциклы с привязанной оранжевой колбасой, на которой сидело человек пять в спасательных жилетах. Всюду на берегу продавали мороженое, сладкую вату и другие сладости. Перед озером расположена аллея с каскадом небольших водоемов и полудикий парк. Позагорав и искупавшись, назад мы отправились вдоль реки Подкумок. Чистый горный поток несся по камням, приглашая нас окунуться в его прохладные воды. И мы искупались. В одном месте увидели Сережу, так же купающегося. Стали купаться и плавать вместе, находили в неглубокой, но сильной реке места поглубже. Река текла то в совсем диких зарослях, то мимо деревенских домов, то мимо шикарных дворцов новых русских. Незаметно дошли до дома Сережи и зашли к нему. Новая, еще не до конца обустроенная квартира, дети у бабушки, жена в больнице. Смотрели множество фотографий, слушали рассказы Сергея о своих походах в горы, смотрели снятый Никулиными видеофильм о поездке этим летом в Лениногорск. Сергей обещал нам организовать поездку в горы.

11.08.00. С утра я, Катя и Аня ходили к Машуку. Зашли на кладбище у подножия горы. Кладбище красивое, аккуратное. Нашли место первого захоронения праха М.Ю. Лермонтова. Отсюда открывается замечательный вид на город. Зашли на воинское кладбище, прекрасно оформленное. Здесь похоронены воины, погибшие в 1943 году. Далее наш путь лежал по курортной зоне. Мы пили минеральную воду из источника, у станции подвесной дороги купили маме Шуре в подарок лечебный браслет из гематита, потом на вагончике подвесной дороги поднялись наверх горы и долго любовались сверху на город, на Бештау. Вниз спускались пешком по хорошей асфальтированной дороге. Всюду фотографировались. Дорога идет по тенистому лесу, всюду скамеечки и указатели - какой наклон дороги, сколько километров маршрута пройдено и сколько осталось. Вышли к «Воротам Любви», сфотографировались, рядом с интересом рассматривали свадебную процессию. Потом прошлись по лесу у подножья горы. Всюду алыча, кизил, боярышник, терновник, под деревьями горят яркие фонарики физалиса. Полакомились алычей до оскомины, ягоды оказались кислыми.

Выйдя в город, купили по мороженому. Пятигорское мороженое оказалось очень вкусным. Пришли домой, пообедали все вместе, немного отдохнули и снова пошли гулять по городу. Прошли по местному Бродвею - бульвару, сплошь заполненному кафе и красивой зеленью. Здесь же и множество разнообразных магазинов и фотоателье. Далее мы посетили грот Лермонтова, поющие фонтаны, где слушали караоке. Потом, выше, был бронзовый орел, возле которого все фотографируются, Китайский павильон из которого мы долго наблюдали, как над обрывом стоят влюбленные и страстно целуются. Быстро потемнело, как это бывает на юге, и мы отправились на трамвае домой. Ужинали с вином.

12.08.00. С утра С Катей и Анютой ходил в бассейн «Зори Ставрополья», где Катя работает тренером. Долго плавали в 25-метровом бассейне, стояли под струями каскада, массируя спину. Видели, как снимают юную фотомодель Женю, дочку Иры. Назад шли через санаторий, где я с любопытством рассматривал двери кабинетов различных процедур и интерьеры коридора. В одном месте, рядом с пышными растениями, мы сфотографировались. Потом мы прогулялись по городу. Заходили в книжные магазины, художественные салоны, были на рынке, где купили фрукты. Попробовали пахлаву. Обедали с вином.

После обеда пошли на «Подкову». Шли через парк, где видели памятник со вздыбленной и злой лошадью, памятник героям-землякам, бывший кинотеатр. «Подковой» оказалось место из магазинов, составленных подковой и красивым фонтаном перед ним. В этом месте город чем-то напоминает Сосновый Бор, наверное, соснами, зданиями, чистотой.

13.08.00. Сплю на балконе, почти на улице. Хорошо слышны все ее звуки - прошедшего поезд, проносившихся машин, разговоры проходящий людей, лай собак, крики птиц, звон колоколов ближайшей церкви.

Днем с Катей и Аней ходил к Провалу. Пока шли по курортной зоне с интересом рассматривали дома различной архитектуры, читали названия санаториев. Пришли к Провалу. Народных ванн, напротив, за дорогой нет, говорят, нет воды. Зашли в туннель Провала, посмотрели на жалкие остатки озера. Потом пили воду из источника. Моросил дождь.

В городе зашли в любимое Катино кафе, где ели мороженое и пили коктейли. Вечером прогулялись рядом с домом, а потом, уже в темноте, сидели во дворе на лавочке под диким виноградом и наслаждались теплой южной ночью - ее звуками, ее звездами.

14.08.00. Утром пошли на место дуэли М. Ю. Лермонтова. По дороге зашли на Катину и Андрея работу, где его забрали с собой. Дорога к обелиску начинается с громадной белой и красивой арки. Рядом стоит стенд с указанием всех пешеходных маршрутов по Машуку. Место дуэли оказалось скромнее той картины, которая запечатлелась у меня в памяти в последний раз. Тихо, людей рядом практически нет, у обелиска лежат букеты цветов в целлофановых кульках и слышно только жужжание шмелей, запутавшихся в цветах. По дороге, идущей вокруг Машука, пошли дальше. До Комсомольской поляны, оказавшейся большим футбольным полем, дошли вместе с Андреем. Далее он свернул с дороги и пошел в поселок Энергетиков договариваться насчет работы. Мы же стали искать находящиеся рядом живописные скалы. Пройдя немного через лес, мы увидели небольшой, но очень красивый каньон, заросший вокруг лесом. Сфотографировались на краю его, спустились вниз мимо гигантских кустов борщевика, посмотрели, как выглядят скалы снизу. Далее наш путь лежал к Перкальским скалам, находящимся в одноименном заповеднике. Скалы здесь мне показались менее живописными, но открывался прекрасный вид на город, Машук, Бештау, заросший лесом заповедник, где незаметной змейкой пробиралась железная дорога. Позагорали на скалах, собирали шиповник, закусили, сфотографировались и отправились домой.

День кончился обедом, проливным дождем с грозой и ужином. Узнали о трагедии с подводной лодкой «Курск». Жалко ребят, неужели не спасут?

16.08.00. Все вместе делали поход на Ленинские скалы. Шли короткой и потому необычной дороге и вот он Машук перед нами, а вверху громадный портрет Ленина. На доске, перед тропой, подробно написано об истории создания портрета, о его авторе, о том, как в войну немцы не смогли уничтожить портрет. Лезть наверх было нетрудно, но страшновато. Вблизи портрет оказался не так хорош, как снизу. Рядом, на камнях, написана история портрета и несколько стихов, прославляющих вождя. Любовались панорамой города внизу, махали кепками пролетающим недалеко вагончикам подвесной дороги.

После обеда ходили на Пироговские ванны. Поднялись и увидели такую картину: по узкому каналу, прорубленному в скале, течет теплая вода в каменное углубление, похожее на ванну вместимостью примерно человек десять. Вода мутновато-белая и все вокруг имеет белый скользкий налет. Из ванны вода вытекает в ручеек, где греют не поместившиеся в ванне люди, и срывается вниз с обрыва. Садясь в ванну по грудь, чувствуешь приятную теплую воду градусов сорока. Сидеть можно лишь 10-15 минут. Радоновая ванна требует внимания к себе. Переодевались здесь же, пряча свои интимные места за какой-то широкой трубой. При этом вся близлежащая окрестность вместе с городской тюрьмой могла любоваться вашей голой задницей снизу.

17.08.00. Утром на автобусе с четырьмя девочками восьми лет, воспитанницами Андрея (Ангелина, Диана, Татьяна, Алина), мы поехали в Железноводск. Сначала мы гуляли по парку, рассматривали красивые клумбы, фонтаны, скульптуры, павильоны минеральной воды, а потом решили подняться на гору Железную. Казалось, путь будет не труден, вокруг горы шла хорошо утоптанная тропа. Вскоре нам надоело описывать круги вокруг горы, и мы решили сократить путь - полезли прямо в гору по еле заметной тропинке. Было трудновато, но терпимо и первый подъем мы преодолели. Окрыленные успехом, мы двинулись дальше вверх и ошиблись. Подъем оказался сложноват для наших подруг - скользили ноги по опавшим листьям и земле, камни и сучки летели вниз. Девочкам стало страшно, но назад пути не было. Постепенно мы, взрослые, затащили всех наверх. Дальше пошла нормальная тропа. Долго поднимались вверх, петляя вокруг горы. Открывались все новые просторы, новые горы и новые красоты. Казалось, мы достигли вершины. Решили остановиться. Девочки вытащили свои запасы - бутерброды с колбасой, домашние котлеты, помидоры, огурцы, вареные яйца. Дружно позавтракали. Я решил проверить, действительно ли мы рядом с вершиной и полез выше. Гора не кончалась. Но вот он просвет и … необыкновенно красивый вид на горы Машук и Бештау. Я оказался на смотровой площадке. Побежал позвать всех посмотреть на эту красоту и вот мы все вместе. Большая высота, ветер и кажется рядом небо. На площадке алыча, ставшая Деревом Желаний - все дерево в бантиках. В кустах множество бабочек. Сфотографировались на громадном валуне на краю обрыва. Пора спускаться вниз.

Сначала дорога была простой, но вскоре мы вышли на очень крутой спуск-осыпь, другой дороги не было. Стали спускаться. Катя с Аней, Андрей с Дианой и Алиной, Таня спускалась самостоятельно, а я с черноглазой и понятливой Ангелиной последний. Девчонки визжали, боялись свалиться. Шли осторожно, тщательно выбирая каждый раз новое место для шага. Ноги скользили, руки искали опору. Катя с Аней даже упали и пролетели немного вниз. И у остальных были легкие падения. С трудом и страхом все же удалось, почти за час спустится.

Возникло желание искупаться. Сверху мы видели красивое большое озеро, но не видели в нем ни одного купающегося. Дорогу к озеру нашли быстро. Озеро оказалось декоративным, и купаться в нем было запрещено, хотя все было приспособлено для купания - мостки, будка для спасателей и переодевалка. Девочки быстро разделись и в одних трусиках бросились в воду. Визг, брызги, заплывы вдоль берега. Мы, взрослые, загорали на берегу. Потом и я залез в воду и к радости девочек бросал их по очереди в воду. Накупавшись, загорали, искали интересные камни, фотографировались. Пора было ехать домой. По дороге на остановку заходили в Универмаг, фотографировались возле него на спине бронзового льва, видели красивые Островские бани. Через час мы уже были в Пятигорске и развели детей по домам.

19.08.00. Утром за нами заехал на своих Жигулях Сергей с сыновьями, мы быстро собрались, и в 7-30 тронулись в путь. Мы - это: Катя, Анюта, я, Сергей (39 лет), Виталий (16 лет), Павлик (13 лет). Я с водителем сидел рядом, все остальные - на заднем сидении. Ехали до Архыза 3,5 часа. Вся дорога была очень живописна - сначала шли плоские степные места, потом показались горы, река Кубань в тесных каменных берегах. Проезжали столицу Карачаево-Черкесска Черкесск. Стали встречаться мечети, дома изменили свой облик. Видели Ставропольский канал, большое Черкасское море, останавливались в красивейшем месте у плотины и вот, наконец, горы. Ехали и удивлялись оптическому обману - казалось, дорога идет вниз, а вот горная река Большой Зеленчук течет нам навстречу. Проезжали совершено циклопическое сооружение - РОТАН (Радио оптический телескоп Академии Наук) размером в несколько стадионов.

И вот, наконец, Архыз - цель нашего путешествия. Вокруг прекрасные лесистые горы, чистый воздух. Здесь кончаются цивилизованные условия - электричество, связь, дорога (через 15 км). Высота селения над уровнем моря - 1500 м. Переезжаем через бурный бирюзовый Зеленчук, и вот наша турбаза «ОГОНЕК». Сергей договаривается с заведующим. Первая неприятность - цена за место в домике оказалась в два раза выше ожидаемой (30 руб. за ночь без белья). Хорошо, что Сергей, на всякий случай, взял побольше денег. Заплатили за 6 ночей, на большее не хватило. Теперь мы должны быть экономны, ведь надо еще оставить деньги на бензин. Получили места в трех фанерных двуместных домиках и расположились так: в крайнем - Катя с Аней, в среднем - я с Виталиком, и в последнем - Сергей с Павликом. В домиках две кровати с панцирными сетками, на которых спишь как в гамаке; стол, шкаф и стул. Пол покат и наклонен назад, да так, что все время кажется, что ты пьян - валит на кровать. В нашей, средней комнате поставили двух-конфорочную электроплиту, привезенную с собой - здесь будет кухня. Наша база стоит под горой с названием Красная. Действительно, на вечерней заре ее голая гранитная вершина горит красноватым цветом. Наш лагерь расположен в излучине реки Большой Зеленчук и с трех сторон окружен водой. С четвертой стороны идет дорога в гору на турбазу «Верхний Архыз» и мусульманское кладбище. Весь наш лагерь состоит из 11-ти домов, расположенных в виде четырехугольника, сзади, у реки стоят туалеты и умывальник, в который самотеком идет ключевая вода. Вид со стороны нашего берега на другой берег весьма живописен: внизу течет бурная река, налетая то здесь, то там на могучие камни. Чуть выше видна полянка, а над ней невысокий, но крутой склон, из недр которого вытекает маленький живописный водопадик - местный Бахчисарайский фонтан. Еще выше, на пригорке, стоят избушки, а рядом с ними одиночные высокие сосны. Чуть далее угадывается дорога, а за ней видны лесистые горы - такие округлые и зеленые внизу и голые, неровные кое-где с пятнами снега, вверху. Лес поднимается вверх, где сплошняком, где полосами, выкраивая большие зеленые поляны, до высоты примерно 2000 м. Верхняя оконечность гор заканчивается примерно на одной высоте 3000 м и идет почти прямой линией, границей с ослепительным голубым небом.

Хозяин турбазы Сарэ, местный житель живет со своей семьей - женой Артюке (для всех - Аня) и псом здесь же на турбазе. Здесь же живет и их взрослый сын Олег, помогающий родителям во всем. Он здесь и электромонтер и слесарь и сантехник.

Устроившись, пошли прогуляться. Сергей нас повел на первую обзорную экскурсию. Здесь он сторожил - восемь лет он приезжал сюда с командой пловцов на сборы, бывал на разных турбазах, правда, последний раз давно. Шли по берегу реки, заходя на турбазы, перелезая через заборы, рассматривая шикарные корпуса «Энергетика» и так, незаметно, дошли до слияния двух рек - нашего Большого Зеленчука с бирюзовой водой и Кизгыча с белой, менее чистой водой. За все время нашего похода мы шли по прекрасному, чистому, сухому сосновому лесу - словно гуляли по парку. Маловато травы, нет грибов - все это последствие недавней жары. Посидели на речке, выбирали красивые обточенные водой камни, бросали камни в воду, любовались красотой вокруг.

Возвратившись на базу, пообедали гречкой с тушенкой, которую нам быстро приготовила Катя, пили чай и вино. Днем впервые купались в ледяной воде реки. Самые отчаянные (все, кроме меня и Ани) плавали, я же лишь окунулся. Вечером опять была прогулка по реке, но уже по другой стороне.

20.08.00. Первая ночь на кровати была беспокойной. Попытки спать на животе были безуспешны, спина неестественно выгибалась, и спать было неудобно. Утром в горах прохладно, на траве лежит роса. Сделали свой первый серьезный поход. Цель похода Баритовый водопад, находящийся в горах на другой стороне реки. Шли к водопаду 1.40 час (назад 1.20) и были у водопада еще 1,5 часа. Подъем вверх для меня оказался тяжелым - не хватало дыхания, сердце колотилось более 120 уд/мин. Последний этап похода, когда мы свернули с основной тропы и свернули на еле заметную тропинку, оказался самым трудным. Мы карабкались по берегу ручья, хватаясь за траву и ветки деревьев, царапали руки и ноги о колючки; шли по ручью, перелезая через завалы деревьев; лезли на большие валуны и перепрыгивали с камня на камень, преодолевая подъем метр за метром. Перед самым водопадом пришлось кое-где лезть на четвереньках - так был крут подъем.

И вот он - водопад, красивый, высокий. Еще выше, над водопадом, на скале, сидят трое ребят и приветствуют нас. Пришло время искупаться. Переодеваемся в кустах. По очереди походим к скале, по которой брызгами и потоками спускается сверху вода, и прижимаемся к ней сначала спиной, потом животом. Ледяная вода приводит все тело в необыкновенно бодрое состояние. Но выдержать под таким душем можно всего несколько секунд, ноги совершенно немеют. Вслед за нами поднялась еще одна группа туристов, человек в 30. Никто из них так и не решил купаться в водопаде, но несколько человек раздевшись, сфотографировались на его фоне, широко раскинув руки. А мы поднялись еще выше, откуда был прекрасно виден водопад с туристами, Архыз внизу и горы вокруг.

часть 2

ТРИ ПОЕЗДКИ НА КАВКАЗ
2000 год : Пятигорск Озеро Тамбукан Железноводск АРХЫЗ Баритовый  водопад Софийские озера
2001 год : Железноводск Баритовый водопад София Озеро любви
2002 год : Второ-Афонский монастырь Ессентуки Кисловодск Музей художника Ярошенко

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК
2000 часть 1  часть 2 2001 часть 1  часть 2 2002 часть 1  часть 2 2003

РАННИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
НА КАВКАЗЕ (1957 год) ПОЕЗДКА В ОСЕТИЮ (путевые заметки 1977 г.)