Мои поездки в Пятигорск

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК 2001 часть 2

19.08.01 Катя с Аней подняли нас в седьмом часу. Забавно, ни у кого из нас не оказалось часов, значит, будем жить, не оглядываясь на время. День начался пасмурной погодой, и мы долго «раскачивались» - идти - не идти в поход. Вкусный завтрак, быстрые сборы и мы идем на Баритовый водопад. На улице не жарко, надеваем теплые вещи, берем ветровки от возможного дождя.

На первом этапе похода, когда начался заметный подъем вверх вдоль ручья, сошла с дистанции Лена. Сергей сфотографировал ее на фоне Архыза (мы все-таки успели заметно подняться вверх) и отпустил в лагерь. В дальнейшем Лена категорически отказалась ходить с нами в походы ссылаясь на отсутствие обуви или на свой возраст (30 лет !) Через некоторое время и я почувствовал, что нагрузка на меня приличная - сердце колотилось, как пойманная в клетку птица. Затылок был мокрым, пот тек по животу и спине. Сначала я снял все, что было сверху, а чуть позже я уже шел в одних трусах. И они тоже стали мокрыми.

Вокруг открывались все новые красоты. Стала видна дача Горбачева, где он встречался, будучи президентом, с Колем. Стал виден весь Архыз, снежники, все сильней шумел ручей, протекающий слева. Ноги уже не слушались и дрожали, сердце выскакивало из груди. Но, вот, поворот от ручья в лес - возможность дать небольшой отдых ногам и сердцу. Здесь, в тени сосен, даже немного прохладнее и приятнее. Потом снова подъем. Вся прогулка заняла 1ч.20м.

И вот он, водопад! В этот раз нам так никто и не встретился из туристов, ни обгоняющих нас, ни спускающихся вниз. Глядя на погоду, никто из нас не взял купальников, но погода изменилась. За время нашего похода вышло солнце, стало тепло и всем захотелось купаться. Водопад в этот раз течет немного иначе, чем раньше и не удается встать прямо к скале. Купались по-разному, кто в трусах, кто без…. Потом по очереди выжимались, одевались.

Для отдыха перед спуском, как и в прошлый раз, мы поднялись еще выше, на полянку с лесом. Здесь заканчивается верхняя граница лесов, а это значит, мы достигли высоты 1900-2000 м., значит, мы сегодня поднялись над уровнем Архыза на 300 м. Вокруг нас замечательная красота. Но выше нас еще горы и мы даже видим на верхней кромке горы стадо крохотных барашков и неподвижные точки рядом с ним - чабанов. Располагаемся на обед. Выбираем плоский камень для стола. Паштет, рыбные консервы, бутерброды, помидоры, огурцы, груши, печенье, конфеты и вода из ручья - наш обед. Всюду прыгает множество кузнечиков, незнакомые яркие цветы и вкусный, напоенный травами воздух. Сверху нам виден водопад и группа туристов, но никто не смеет искупаться в его струях.

Спускаемся вниз. Теперь работают на излом ноги. Прыгаем с камня на камень, идем по воде, скользим по траве. Спуск занял 45 минут. Ноги гудят, неужели завтра на этих ногах можно ходить?

В лагере суета - переезжаем в «Огонек». Нынешний тариф уже 50 р. в сутки, ребятам удалось сойтись на 35 рублях. Пока наш народ ходил на турбазу договариваться и заодно искупаться, я успел вздремнуть. Потом был переезд, размещение в домиках. Заняли четыре комнаты - Лозовые, ребята, мы с Сергеем и последняя комната с Катей и Аней.

На турбазе, кроме Сарэ и его жены живут две внучки и внук. Семье Сарэ помогает супружеская пара Рая и Сергей, расположившихся в одном из домиков. Они приезжие, и собираются здесь прожить лет пять. Рая очень общительна и неравнодушна к мужчинам, много рассказывает о себе и муже. Из ее рассказов получается, что - она работала на стройках, а муж в КБ у Туполева. Он - хороший работник, лично знаком с Генеральным Конструктором, серьезно заболел. Его вес превысил 100 кг (сейчас это сухопарый мужчина). По рекомендации врачей они уехали в горы. У Раи - забавный беспородный пес Барсик и кот Кеша. Оба играют друг с другом целый день. Барсик, зная, что от кота можно получить сдачу, сначала прижимает его своим задом к стенке, а потом понарошку покусывает.

Два месяца в горах нет дождей и вот нам «повезло» - мы, похоже, попали на перемену погоды, вечером и ночью шел дождь, и даже шашлык пришлось готовить под дождем. Шашлык так хорошо пошел под водочку и под разговоры. Река вспухла, стала бело-грязного цвета, водопад на противоположном берегу, обычно еле сочащийся, превратился в бурный много струйный фонтан. Впереди ночь на досках, как-то будет спаться? Доски подложены из-за того, что панцирные сетки прогибаются почти до земли.

20.08.01 На улице сыро, прохладно и облачно. Погода не хочет меняться. И все же народ решает в паузе между дождями сходить в лес за грибами. Я в лес не пошел. Сергей остался ремонтировать карбюратор. Только ушли наши грибники, как выглянуло солнце и все преобразилось вокруг.

На берегу, новая партия туристов готовилась спуститься по реке. Ребята ходили по лесу недолго, пришли с мокрыми ногами и с небольшим количеством грибов - маслята, козлята, лисички, сыроежки, подберезовики, глухие.

21.08.01. Очень хороший и удачный день. На улице прекрасная погода. Еще вчера сын Сарэ пригласил нас на Софию. Поездка на экскурсионном автобусе, плата с человека 40 р. Мы сторговались на 30 р. В 9-00 мы уже были в условленном месте, у кафе. Подъехал автобус полный людей, в который, кажется, уже нельзя втиснуться. Но все поместились. Едем почти полным составом, (Лена не поехала).

Ехали полтора часа 12 км. Иногда были серьезные подъемы и повороты, несколько раз останавливались, не выдерживал мотор - водитель заливал воду из ручья в радиатор. И вот впереди блестит София. Еще немного и мы подъезжаем к самому леднику. Отсюда начинается река София. У подножья ледника несколько палаток туристов и легковушки, все - «Нивы». Многолюдно. Один из туристов бреется на камушке у реки. Останавливаемся, дальше дороги нет.

Из автобуса нас выходит 25 человек, из них человек семь детей и три человека, «кому за пятьдесят». Наша цель - Софийское седло, место, где встречаются долины двух рек, высота 2500 м. Сначала идем вдоль реки и видим лишь блестящие от снежника вершины. С каждым шагом картина меняется, становится все величественнее. И вот уже видна вся долина. Впереди цель нашего сегодняшнего похода - седло, слева - невысокая, поросшая травой гора, а справа вся красота - гора София - 3638 м., голая вершина, ниже ледник, и вытекающие из ледника семь ручьев, превращающиеся в четыре прекрасных водопада. Самый эффектный - первый водопад из четырех струй. Водопады далеко от нас, но мы слышим их могучий шум, видим, как белые струи подпрыгивают и пульсируют, ударяясь о пороги.

К водопадам не идем, в горах расстояние обманчиво и идти к ним надо по каменистым ручьям. Идем выше, оглядываясь на открывающуюся красоту. Склон становится все круче. На дороге первый снежник. Слежавшийся снег стоит аркой над сухим руслом ручья. Снег серый и очень плотный, практически это лед. Фотографируемся под снежной аркой. Нам выше. Вскоре, уже с другой стороны, встречаемся с другим снежником. Здесь снег не такой плотный, но все равно сверху грязный. Впереди идущие туристы угощают нас «мороженым» - смесью снега со сгущенкой. Сладко, холодно и не очень вкусно - в рот попадает крупнозернистый снег.

Становится еще круче. Сердце выскакивает из груди, один раз даже показалось, что оно дало паузу. Кажется, дальше идти невозможно. Женщине лет 30 плохо. Но выручает Сергей Лозовой (все наши далеко впереди). Женщине он дает глоток спирта, меня поддерживает морально тем, что идет чуть впереди меня, не уходя далеко.

Появились заросли рододендрона, высокогорные цветы и стало холоднее. После многих остановок я, наконец, на седловине. На седловине ветер и такая красота! Внизу долина реки Кызгыч, расположенная перпендикулярно к нашей. Речка сверху выглядит тоненькой белой нитью. Со склонов окружающих ее гор многочисленные ручейки впадают в нее. Такие просторы! За этой долиной угадываются другие, и так, бесконечно… Не знаешь, где и красивее, в нашей долине или в этой, новой, незнакомой.

Выбираем место потише, где не беспокоит ветер, и собираемся пообедать. Выясняем, что не взяли никакого ножа. Чем будем открывать консервы? Наш умелый Сергей Владимирович говорит - Сейчас научу. И рассказывает что, будучи в армии они открывали тушенку путем трения дна банки об асфальт. Кромка банки быстро стачивалась и банка открывалась. Здесь, наверху, множество плоских серых камней любой толщины и размера. Иногда даже находятся камешки похожие на каменные ножи, изготовленные древним человеком. Но все это работа солнца, воды и ветра. Все энергично трут банки о большие камни, но все без толку. Камни оказываются плохими абразивами. Сергей и остальные сдаются. Возникает предложение послать самого быстрого за ножом к группе, которая поднялась за нами и находится в некотором отдалении. Послали Женю. И вскоре мы отведали паштет и лосося. Ни у кого не оказалось воды. После подъема так хочется пить, вода вот она, рядом, а не достать.

Дожидаемся группу и вместе с ней спускаемся по пологому зеленому склону вниз. Вокруг неописуемая красота. Щелкаем фотоаппаратом кадр за кадром. Прошел несколько метров, и вот он - новый вид. Хочется все это запечатлеть на пленке и в памяти. Дорога назад хотя и много проще и приятнее, но значительно длиннее. Лишь в самом конце пути, уже перед рекой, прошлось пройти сложный крутой участок с осыпями. Все спустились без приключений.

И вот уже ферма, ручеек, из которого, наконец, можно утолить жажду, лающие странными тонкими голосами большие пастушьи собаки у фермы. Решили искупаться в Софии. Река, хотя и только что родилась, уже показывает свой бурный горный нрав. С трудом находим относительно спокойное место и окунаемся. Постепенно народ собирается у автобуса. Появляются лошади. Сергей Владимирович договаривается с хозяином, и вот уже все дети по очереди проезжаются в седле. Вижу я и Катю на лошади. Сергей все снимает на пленки. Все, надо уезжать. Водитель торопит. Забираемся в автобус и едем.

Назад, по дороге считаем с Аней все ручьи, впадающие в Софию. Получается восемь. У Обелиска небольшая остановка - в Зеленчуке купаются оба Сергея. Река хотя и неширока, но сильна и пловцам приходится преодолевать ее в два этапа, до большого камня посередине реки и далее с него до берега, с риском быть унесенным в сторону. Заходим в автобус, но наши пловцы не накупались, да и Катя желает к ним присоединится. Из автобуса выходит почти вся наша компания за исключением меня, Ани и Виталика (он поранил руку). Вскоре мы уже дома.

Через час в лагере появляются наши экстремалы живые и, слава Богу, здоровые. Катя еще раз купается в речке. Я следую ее примеру, но не совсем удачно, поток меня немного протаскивает вдоль берега. Ну что же, есть первое купание! Обед, долгие разговоры обо всем. Вечер. Костер. Черное бархатное небо с яркими звездами. Вижу, как летит спутник.

Лена сказала, что сегодня, оставаясь в лагере, днем ощущала подземный толчок и слышала гул.

22.08.01. Еще вчера был разговор о последнем походе, о походе на Озеро Любви. Предполагалось, что я в нем не принимаю участия, и что в этот день мы отъезжаем в Пятигорск. Но вчера Сергей Владимирович немного выпил и, похоже, поссорился с женой. Утром всю семью Лозового так и не удалось поднять с постели.

Я никак не мог определиться - иду я с группой или не иду. Наконец договорились, что я вместе со всеми немного прогуляюсь. Сначала мы шли по лесу, и идти было нетяжело. Нас постоянно обгоняла, какая то собака и конники. По дороге пересекли несколько ручьев. Внизу слева шумела река, справа за лесом угадывались горы. Но вот последний ручей, поворот вверх, в горы. Надо решаться. Решили, что я пойду, пока не устану.

Дорога по лесу становилась все круче, дыхание участилось. Тяжело. Делаем привал на пять минут. Уговорили подняться меня до Обелиска. Подъем оказался достаточно тяжелым, но не тяжелее предыдущих. Правда, в таком длительном переходе я еще не участвовал. У Обелиска мы оказались через два с лишним часа от начала нашего похода. По дороге обогнали группу из двух пенсионеров и молодого человека. Они шли также на Озеро Любви и собирали по дороге грибы. Повезло и нам - Сергей и Катя нашли несколько прекрасных подосиновиков.

Обелиском оказалась простая дюралевая доска с барельефом скорбящего юноши, вкопанная на высоком месте. Какие-то отморозки прострелили ее в нескольких местах. Вокруг такие просторы, внизу виден весь Архыз. Анюта устала и не хотела идти дальше. Засомневался и я. Анюту уговорили идти дальше, мне объяснили дорогу, сказали, что идти еще минут сорок и ушли. Я повалялся на травке и тут подошел отставший от своей группы пенсионер. Я решил идти с ним. Дорога оказалась несложной. Шли, останавливались, разговаривали. Выяснилось, что вся их группа из Минвод, что ему 62 г., его другу Александру Ивановичу 58 л., а сыну Диме 32 г.

Сначала показался ручей, вытекающий из озера и, наконец, само Озеро. Итак, вся дорога заняла три часа, прошли мы десять километров и поднялись на километр, на высоту 2500 м. Сверху озеро действительно имеет форму растянутого сердца. Все, включая пенсионеров, искупались. Сергей в лесочке нашел еще несколько прекрасных грибов. Озеро оказалось мелким, неопределенного цвета и конечно холодным. На берегах растет рододендрон, неведомые пахучие цветы и чуть выше, на камнях - черника.

Вся наша группа, кроме меня, ринулась еще выше, за черникой и снегом, всем очень хотелось приготовить мороженое. Я загорал, разговаривал со стариками. Потом они пообедали и отправились назад, домой. Стал накрапывать дождь. Я хорошо видел всю нашу группу, ползающую по склону в поиск черники. Потом они исчезли в маленькой лощинке. Там то и лежал снег. Присмотревшись налево, я увидел на холме камни и березки и понял, что и там - невысоко и недалеко должна расти черника. И не ошибся. Поел ягод, растущих в изобилии, от души и полез выше. Выше ягод оказалось еще больше. Возникло желание забраться на самый верх и посмотреть окрестности. Идти по мягкому белому северному мху было легко, и вскоре я оказался на вершине. За холмом открылись новые горы и долины, но озер и рек я не увидел. Накрапывал дождь, близко гремела гроза, а я был пьян от этого простора.

Мои спутники уже спускались вниз, я слышал их голоса, я видел все озеро в виде сердца, я уже был выше всех. Наконец, меня заметили и позвали вниз. Дождь усиливался. Группа похватала вещи и побежала от озера. Я чуть ли не кубарем спустился вниз, а потом вприпрыжку бежал за всеми по дороге, благо она это позволяла. Дождь становился все сильнее. Я разделся, и зажав вещи под мышкой несся вперед. Обогнал уже знакомую группу пенсионеров. Они прокричали, что - Просили передать. Дедушку (меня) будут ждать у сосны. Так жаль, что не удалось сфотографироваться у ручья, я уже заранее выбрал самый красивый ракурс для съемки.

Под сосной, той, где группа останавливалась и в прошлом году, спасаясь от дождя, мы решили пообедать. Дождь вскоре затих - ушел к Архызу. Захотелось костра, но ни у кого не оказалось спичек. Выручили все те же знакомые пенсионеры, подошедшие попозже. Развесили одежду, расставили обувь, расслабились. Обедали тушенкой, сгущенкой, грушами. Фотографировались, любовались найденными грибами. Долго спускались по лесу вниз, к ручью, по дороге нашли потерянную мной кепку. И вот уже наша прямая, вдоль Зеленчука дорога. Ноги устали, не идут. Анюта идет со мной, впереди Катя с Сергеем, а ребята уже давно в лагере. Анюта совсем не устала - сочиняет песенки, танцует, бегает от меня к маме и обратно. Опять догнали наших знакомых пенсионеров, они хвастаются найденными грибами, прощаются с нами.

АНЮТИНА ПЕСЕНКА

Лошадь лучше автомобиля, потому что она природа.

Лошадь лучше автомобиля, потому что я еду, куда хочу, а не только по дороге.

На лошади видно далеко, а не только дорогу.

Лошади не надо бензина - поела травки, попила воды и снова в дорогу.

Уже на выходе из леса догоняем молодую девушку-блондинку. Увидев наши грибы, она приходит в восхищение. Просит их показать. Рассматривает, нюхает. Знакомимся. Выясняется, что зовут ее Маша, живет она тоже в «Огоньке», в домике недалеко от нас. У нее трудная судьба, как она сама сказала. Она латышка из Юрмалы, но уже почти 10 лет живет в Москве. В Москве она бывает только зимой, а остальное время проводит на Кавказе, работая конным инструктором. Сейчас она ждет свою группу, чтобы сплавится на лодках вниз по Зеленчуку.

В лагере семья Лозовых встречает нас обедом - котелком сваренной гречневой каши. Окунаемся в речке - слабость и усталость проходит, Рассматриваем и любуемся грибами, Катя их чистит и варит. Завтра нас ждет великолепный ароматный супчик. Потом вечер, долгие разговоры. Завтра едем в Пятигорск.

23.08.01 С утра сборы домой - надо сложить вещи, убраться в домиках. Оглянулись на Архыз в последний раз и поехали. Сначала отправились на слияние рек Зеленчук и Кызгыч. Возникла идея искупаться. Я остался сторожить на дороге наш не запирающийся автомобиль, остальные ушли на речку.

И вот мы едем. Скорость от 40 до 60 км/час. Через 15 минут поездки Сергей обратил наше внимание на то, что на окружающих нас горах хвойные деревья исчезли и остались только лиственные. Начался дождь и какое-то время, даже, с градом.

Ехали пять часов. Делали две короткие остановки и одну большую, на полдороги - на плотине в Усть-Джигута. Там мы пообедали. Впереди вооруженные посты, Кубань в высоких берегах. Катя обратила наше внимание, что скалы вдоль Кубани совершенно безжизненны. Правда, чем дальше текла река, тем зеленее становились ее склоны. Мы обратили внимание на то, что долина Кубани просто громадна и если бы река действительно текла по ней, то она была бы шириной более километра и глубиной более 200 м. Может она действительно была когда то такой?

Интересны различные надписи и вывески, встречавшиеся по дороге.

· «Самогонщики. Вы хотите войну? Вы ее получите»

· Остальные надписи не успел прочитать. (У тоннеля).

· «Смерть предателям!» (Где-то у Черкесска).

· «Парикмахерская. Вулканизация». «Смешанный магазин».

· «Жорик», «Бананс» (Винсады).

Ванна, ужин, телевизор. Тяжелый день окончился.

26.08.01 Идем с Катей и Аней в бассейн. Хорошо покупались и помылись. Шли пешком. На улице тепло. Погода испортилась вчера. Наступила осень?

27.08.01 С утра Андрей и Катя ушли к директору школы. Мы с Аней вышли из дома попозже. Аня повела меня на продовольственную ярмарку в музыкальной школе. Посмотрели товары, купили Ане куколку и пошли на Подкову - место встречи. Долго у фонтана ждали наших. Наконец они появились с Сергеем, и все с озабоченным видом. Разговор с директором не внес ясности в предстоящие планы, на какой базе будет работа, какие ожидаются ставки? Андрей, кроме этого, метался со своей программой, которую срочно надо представить на конкурс. Требовалась коррекция текста и его распечатка. В конце концов, он принял решение пойти домой, и откорректировать программу там. Сергей ушел по своим делам, обещав появиться у нас попозже, а мы пошли на ярмарку, где купили вино мне в подарок и кое-какие продукты. После обеда к нам пришел Сергей, и мы вместе с ним на полчасика сходили в компьютерный салон, где я показал ему, что такое Интернет. Конечно, ничего дельного мы не нашли, но, кажется, Сергея я заинтересовал. Вернувшись домой, мы организовали маленький прощальный ужин в честь моего отъезда с пельменями и вином. Хорошо посидели. Завтра я уезжаю.

28.08.01 - 29.08.01 Утром меня на вокзал проводила вся семья Никулиных. Последний взгляд на Машук, и я уезжаю. Сначала в вагоне было немного народа, но через некоторое время свободных мест не было. Вместе со мной ехал мужчина лет 30-40 с бородой и усами, внешность которого указывала на принадлежность к науке. И действительно, он ехал с двумя племянницами в подмосковный Королев, где много лет проработал в ЦУПе. Последнее время он работает в другом месте, т.к. надо кормить многочисленную семью. Много говорил, но к сожалению часто прописные истины, и я лишь из вежливости поддерживал разговор. Говорили буквально обо всем. Правда, была одна интересная тема - товарищ рассказывал, как в последнее время вела себя в ЦУПе администрация.

Чтобы выжить в рыночных условиях, создавались творческие группы по созданию программных комплексов под различные задачи (не обязательно для ЦУПа). Когда начальство видело, что дело идет к концу, основное ядро группы увольнялось и собственником работы, приносящей потом прибыль несколько лет, становилось начальство. Такая практика стала обычной.

Потом у нас в купе появлялись другие попутчика, иногда очень колоритные. Под Ростовом видели странный поезд - четыре пассажирских вагона, остальные вагоны товарные. На пассажирских вагонах лозунги:

· Кто умеет - тот работает.

· Кто знает - тот учит.

· Кто не знает и не умеет - тот управляет.

· Врагу не сдается наш гордый Варяг.

· Я хочу в Ленинград,

· Я не хочу умирать. И т.д.

На окнах глухие занавески и темно. Пассажиров не видно.

Ехали мучительно медленно и долго. Только в остановках на границах потеряли три часа, да еще час простояли перед самой Тулой, оказывается, идет серьезная реконструкция территории станции «Ясная Поляна». На Украине все те же многочисленные и назойливые продавцы. На удивлении, были они и в России, уже после Белгорода. В Харькове почувствовали изменение погоды - сильно похолодало.

часть 1

ТРИ ПОЕЗДКИ НА КАВКАЗ
2000 год : Пятигорск Озеро Тамбукан Железноводск АРХЫЗ Баритовый  водопад Софийские озера
2001 год : Железноводск Баритовый водопад София Озеро любви
2002 год : Второ-Афонский монастырь Ессентуки Кисловодск Музей художника Ярошенко

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК
2000 часть 1  часть 2 2001 часть 1  часть 2 2002 часть 1  часть 2 2003

РАННИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
НА КАВКАЗЕ (1957 год) ПОЕЗДКА В ОСЕТИЮ (путевые заметки 1977 г.)