МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК 2002

17.08. В 11-00 отправились на электричке в Ессентуки. Сегодня жаркий солнечный день, суббота. Народу в поезде много, похоже, большая часть едет в Кисловодск. Уже с вокзала город поразил чистотой, малым количеством машин и большим количеством зелени. Сначала мы с Шурой прошли по улице, идущей вдоль Парка Минеральных вод к его входу. Прошли мимо санатория «Дон», раньше «Химик», где двадцать лет назад я лечился. На площади перед парком все так же, как и тогда, давно. Спустились по парадной лестнице. Справа, как и раньше, стоит источник №17, в этот раз отреставрированный. Зашли в красивый белый просторный зал со скульптурами в нишах и цветным узорным стеклянным потолком, сквозь который пробивались лучи солнца, оставляя на чистом мраморном полу разноцветные пятна света. Пили воду, любовались галереей, набрали бутылку воды впрок.

Прошлись по парку дальше, уже к источнику №4, любуясь аллеей и курортными зданиями различной архитектуры. Возле источника минирынок - книги, украшения, посуда, картины, сувениры, конфеты и сладости, вязаная одежда. Все осмотрели и попили воды в источнике. Потом мы поднялись в верхний парк и с удовольствием посидели на лавочке возле великолепного старинного павильона (возраст более 100 лет) «Верхние ванны». Красивое здание в обрамлении деревьев, два фонтана с прекрасными скульптурами и необычно высокой, словно сплюснутой елью представляло собой замечательную картину, которой можно было долго любоваться сидя расслабленно на скамейке под теплыми лучами солнца. Нагулявшись в парке, мы решили найти самое грандиозное здание в городе - Грязелечебницу им. Семашко. Пройдя несколько кварталов и увидя еще несколько превосходных зданий, конечно же, оказавшихся санаториями, мы вышли к великолепному зданию с колоннами, широкими лестницами, фонтаном, скульптурами и грозными львами перед зданием. Рассмотрев здание, сфотографировавшись перед ним, мы вышли к железной дороге, и, перейдя её, попали в другой парк, которой нам понравился еще больше. Здесь почти не было людей, а стройные хвойные аллеи напоминали парки под Питером. Я хотел найти питьевую галерею, в которую заходил в свою первую поездку в Ессентуки много лет назад, но её нигде не было. Решил узнать у прохожих. Спросил одного, другого, оба показывали направление в сторону от парка, и говорили про какую то «Викторию».

Выйдя из парка и перейдя дорогу, мы попали в рай с прекрасными аллеями разных пород деревьев, клумбами, скульптурами, кортами, детскими площадками и корпусами. Этот рай назывался - санаторий высшей категории «Виктория». Все аллеи были подписаны, деревья названы, кругом стояли удобные указатели. Благодаря ним мы и нашли питьевую галерею, которая оказалась настоящим дворцом. Это было круглое большое здание со стеклянным куполом, больше похожее на спортивный зал или бассейн, чем на питьевую галерею. Зайдя внутрь, мы увидели круглый зал, в центре которого стояла скульптура женщины. У неё из кувшина и рядом из непонятных фигур били высокие струи фонтана, прямо под круглый стеклянный потолок. По периметру зала, поближе к центру, стояли многочисленные стулья, на стенах висели

флаги различных город, республик и стран, ниже стояли скульптуры, висели аквариумы. Здесь же стояли три питьевых кюветы с водой «Ессентуки» №4, №7 и «Новая». Здесь же в зале можно увидеть макет этого сооружения, узнать, что оно сооружено в 1990 году и представлено на соискание Государственной премии. В отдельном стенде можно увидеть многочисленные грамоты и дипломы, подтверждающие статус «Виктории», как предприятия высокой категории. Попробовав воды из разных источник и посидев на уютных стульях в почти пустом громадном павильоне (был обеденный час), мы отправились к вокзалу, снова любуясь галереями деревьев, их великолепной стрижке. Здесь были туя, кипарисы, каштаны и другие породы.

На чистой площади вокзала, заполненной многочисленными маршрутками и такси, мы нашли маленькие уютные магазинчики с вкусными булочками и молочными продуктами. Купив булочек и кефир, сели на находящиеся рядом скамейки. Продукты были свежими и вкусными. Вскоре мы уже были в заполненной людьми электричке. Как и в Туле по вагонам ходили нищие и различные коробейники. Через двадцать минут мы уже были в Пятигорске. Домой добрались пешком и очень вовремя - собиравшиеся на небе тучи все-таки пролились грозовым и сильным дождем, но в это время мы уже обедали. Так и закончился наш сегодняшний день.

18.08. С утра не могли решить с Шурой, куда нам сегодня поехать. Дело в том, что последние дни мы много ходили, и чувствовалась усталость от этих походов. Покормив бабушку и позавтракав, мы отправились пешком на вокзал, чтобы поехать в Железноводск. На небе пылало солнце, но под ногами была сырая земля и асфальт после вчерашнего ливня.

Уже недалеко от вокзала, в сквере, Шура почувствовала себя плохо - начался сердечный приступ. Вопрос о поездке отпал сам собой. Посидели немного на лавочке, и пошли в городской парк, расположенный рядом. Тенистый парк с почти безлюдными аллеями, аттракционы, довольно большой пруд с лодочками - все нам понравилось. А у пруда мы посидели на лавочке.

От парка мы пошли по «Бродвею», но не по пешеходной части с многочисленными кафе, а по тротуару, заходя в многочисленные магазинчики. Особенно нас потряс магазин, где мы ходили как в музее, рассматривая посуду, картины и многочисленные керамические изделия - вазы, подсвечники, часы и прочее. Нам понравилось несколько ваз, цена 250-400 р. в качестве подарка, никак не хотелось от них уходить. Так мы дошли до Цветника, съев по пути по мороженому. Здесь у Лермонтовской галереи нас и прихватил небольшой дождик. Мы его переждали под деревом на скамейке и отправились пешком домой. По дороге мы зашли на рынок, но уже было поздно, молочных продуктов мы уже не застали. Дома в этот раз мы оказались рано - в пятом часу. Остаток дня был малоинтересным - обед, сон, ужин, телевизор, за окном ливневый дождь с грозой. Приступ у Шуры закончился поздно. Еще сегодня нам удалось позвонить папе. Он в порядке, скучает.

19.08. Яблочный Спас. Сегодня мы с Шурой решили поехать в Железноводск. Уже в одиннадцать, осмотрев «Островские ванны» мы были у лечебного парка. Начали с вкусного мороженого, которое съели у входа на лавочке. В парке было красиво, нарядно, людно, играла приятная музыка. Видно, что парк продолжает благоустраиваться - практически восстановлена Пушкинская галерея и парадная лестница. Все обошли, всем полюбовались, выпили воду из Смирновского источника. Шуре все очень понравилось, она отметила, что публика здесь более праздная, одета свободно.

Осмотрев главные достопримечательности - Орла, фонтан, Смирновскую галерею, мы решили подняться на гору. Пошли по асфальтовой дорожке с разметкой через каждые 100 м. Оказалось, это был 2-х километровый терренкур вокруг Железной. В конце прогулки мы вышли к санаторию «Горный воздух», где нам открылись прекрасные виды на горы. Далее мы увидели памятник Лермонтову и прекрасный дворец бухарского хана в мавританском стиле, ныне санаторий им. Тельмана. Таким образом, мы замкнули кольцо вокруг горы, осматривать больше нечего.

Пообедав булочками и минеральной водой, мы на поезде отправились обратно, в этот раз до «Лермонтовской». Эту станцию мы выбрали из-за наличия рынка, у главного рынка города сегодня выходной. Выйдя на станции, купили на рынке помидоры, морковь и сосиски, отметив про себя, что цены здесь выше. Домой решили идти пешком. По дороге я показывал Шуре местные достопримечательности - «Подкову», памятник пятигорчанам - Героям Советского Союза, парк с памятником красногвардейцу с лошадью, Академию фармакологии, Универсам, прошли всю улицу «40 лет Октября». Пообедав и слушая привычный дождь за окном, отдохнули, посмотрели телевизор. Перед сном на компьютере смотрели квазиумный «культовый» фильм «Матрица». Фильм необычный и снят здорово, впечатляет, особенно, думаю, на большом экране. День окончился.

20.08. С утра ходили на базар, в результате попали на вокзал в двенадцатом часу. Ближайший поезд на Кисловодск через два часа. Поездка сорвалась, на улице прохладно и сыро. В течении дня вершина Машука так и не освободилась от облаков, канатка не работала. Куда податься? Решили прогуляться по городу. Маршрут нахоженный - «Бродвей», «Цветник», Китайская беседка, Академическая галерея… А дальше пошли нестандартно, забирая вверх, к Машуку. Шли по Карла Маркса, Академика Павлова, мимо военного санатория. Вышли к храму возле старого кладбища. Зашли на кладбище, посетили место первого захоронения М.Ю. Лермонтова, полюбовались панорамой города. Потом зашли на воинское кладбище - место торжественное, тихое и безлюдное. Дальше наш путь лежал вниз по улице Пастухова к дому. Обед, ванна, телевизор, газета, так прошел наш вечер.

21.08. День начинался неплохо. Несмотря на пасмурную погоду в Пятигорске, настроение у нас было неплохое, особенно при подъезде к Кисловодску, в небе которого пылало солнце, а за окном расстилались необыкновенно красивые горные пейзажи. С вокзала мы отправились по Курортному бульвару, рассматривая красивые старинные и современные здания, остановились возле пышного фонтана и наблюдали, как хорошо и вольготно детишкам на детской площадке. Пройдя бульвар, мы прошли его еще раз назад до входа в Лечебный парк. У парка мы рассмотрели лотки с книгами и сувенирами, попили воды в питьевой галерее, поднимались наверх к памятной доске с портретом Лермонтова.

В парке наш путь сначала лежал мимо бурной реки, а потом мы перешли на самый длинный маршрут №3, ведущий на самую высокую точку парка. По дороге мы любовались красивыми посадками, нарядными людьми, клумбами с цветами. Дорога заняла два часа и местами была крутой. По дороге видели почти ручных белок, соек, синичек. Одна из синичек села мне на руку, но тут же улетела, увидев пустую ладонь. И, наконец, перед нами открылся великолепный вид со скал на город и его окрестности. К этому времени погода уже немного испортилась, потемнело, но все равно вид открылся великолепный. Сфотографировались на краю скал. Еще выше мы увидели красивую беседку и станцию подвесной дороги. Туда вела вполне хорошая дорога, и мы пошли дальше. Преодолев несколько подъемов и лестниц, мы оказались в беседке, в самой верхней точке парка - 1140 м. над уровнем море. Начался дождь. Посмотрев на город, и немного посомневавшись, мы решили пойти на станцию канатки. Шура шла под зонтом, я бежал впереди.

Спускались под дождем, смотря в окошко на окружающие красоты, на верхушки елок под нами, на скалы, на Долину роз. Через шесть минут мы были на нижней станции. Там на стенде мы прочитали, что расстояние между станциями 1700 м., перепад высот 225 м., пропускная возможность канатки 130 чел/час. Дождь не кончался. Нам не удалось увидеть в парке стеклянную струю, мы не гуляли в Долине роз, видно, не судьба в этот раз. Двинулись к выходу из парка, чуть поплутав, все же пришли к выходу, а тут и дождь окончился. Набрали воду в галерее, съели по мороженому, и на электричке отправились домой, надо было кормить бабушку. Дома поужинали, посмотрели любимый сериал «Семейные узы», а ребят все нет. Сегодня они должны вернуться из Архыза.

Наконец, в десятом часу появились наши путешественники. Рассказали, что каждый день были в походах и побывали во всех местах. Даже сегодня, перед отъездом домой вся группа ездила на Софийский ледник. Автобус застрял посреди реки, форсируя брод, вызывали на помощь МАЗ. Он то и вытащил автобус. На седле было мрачно и пронзительно холодно, поэтому все бегом спускались вниз. Поразили дети своей неуёмной энергией, после тяжелого похода они носились по турбазе, баловались и веселились. Не повезло с погодой. Мы все вместе хорошо посидели за бутылкой «Лидии», кушая пельмени и дыню.

22.08. Утром все вместе позавтракали, так пока и не решив, куда податься сегодня. На улице умеренно хорошая погода. Все отправились на рынок, а я остался дома, смотреть телевизор. Завтра я здесь гощу последний день, и вечером уезжаю.

23.08. Последний день в Пятигорске. Погода, на удивление, отменная - весь день на небе солнце и нет намека на дождь. За весь день выбрался на улицу дважды. Был поход с Шурой и Аней на Бродвей за понравившейся нам вазой, подарком для меня. Долго выбирали вазу наверно среди сотни других. Все нравилось, и трудно на чем-то было остановиться, даже жарко стало. Попросили помочь продавщицу. В результате остановились на той вазе, что мне понравилась в прошлый раз, но в последний момент, уже при получении товара, сменили ее на другую, не уверен, что лучшую.

Второй раз все вместе ходили перед самым моим отъездом на народные ванны. Андрей и Катя не купались, мы же с удовольствием нежились в теплых водах. Придя домой поужинали, Шура собрала меня и мы без Кати, у нее внезапно заболел живот, отправились на вокзал. Я сел в свое купе, и скоро поезд отправился.

24.08. В моем купе ехала семья из Ессентуков - мама, папа и сын двадцати лет. Возвращались они из гостей, по-видимому, от родителей, в Череповец. Так я и на обратном пути оказался вместе с земляками. Беседовали мы мало, т.к. точек совместных интересов у нас оказалось немного. Еще в купе ехал очень любознательный десятилетний мальчик с бабушкой, интересующийся насекомыми и животными, очень разговорчивый. Поговорили с ним. На Украине пограничники нас почти не трогали, а коробейники также, как и раньше, навязчиво предлагали свои товары за двойную цену.

25.08. В Тулу приехал затемно, в четыре часа. Проводник разбудил меня за час с лишним до станции. Домой добирался пешком. На улицах тихо, просторно, чисто, безлюдно и безмашинно, нарядно разукрашенная машина-мойка поливает улицы.

Из Шуриных рассказов (она гостила в Пятигорске почти месяц)

Весь месяц шли дожди. С 2-го сентября я стала водить Анюту в школу. Школа находится недалеко, идти удобно, не надо переходить улиц с интенсивным движением. Ребятам со мной было удобно, т.к. ни один ни другой не могут отводить дочку к нужному времени.

В городе я освоилась, свободно ходила на рынок. Поднимались на Машук, почти два часа, спустились быстрее. На вершине попали к экскурсии и узнали от экскурсовода, что все горы Пятигорска, это результат вспучивания земной коры при работе вулкана Эльбрус, сейчас потухшего. В пустотах накапливается вода, минерализуется и выходит на поверхность. На Машуке находятся десятки источников с водой разного минерального состава. На вершине горы есть памятник военному топографу Пастухову, прожившему всего 39 лет, но оставившему память о себе в подробных картах Приэльбрусья, приюта Пастухова, поднимаясь с которого он первый покорил эту великолепную гору. Была я с ребятами и на Бештау. Мы почти дошли до монастыря, но Андрей торопился на тренировку, и мы закончили свой поход у источника и скалы «Чертов палец». Действительно, кругом очень красиво, не хотелось уходить.

Была я несколько раз в бассейне поселка «Энергетик», мне там очень понравилось, и я хорошо поплавала. С заведующей бассейна у Андрея и Кати хорошие отношения и всегда можно приехать бесплатно поплавать. Ехать туда недалеко, на электричке или автобусе. Так и не удалось побывать на Тамбукане, не позволяла погода.

Приходили к нам Чулковы, очень приятные люди. Катя рассказывала, как они с Андреем спасли в его бассейне маленького мальчика. Молодой тренер растерялась, да и заведующая ничего не предприняла, когда на дне бассейна увидели мальчика. Катя вытащила его, уже синенького, и они вдвоем с Андреем искусственным дыханием изо рта в рот и непрямым массажем сердца мальчика оживили (у парня не было пульса и дыхания). Машина реанимации приехала через 10 мин., когда парень уже порозовел и приходил в себя. Потом у него началась истерика, его еле могли удержать. Парня увезли, потом делали ему исследование мозга на томографе. Никто ребят не поблагодарил, лишь одна только нянечка их похвалила.

Еще Шура отметила, что ребята живут очень спокойно и дружно. Катя, правда, не торопится домой, т.к. устала от бабушки. Анюта пока не осознала, что школа - это всерьез и надолго и ее голова занята другим и, к сожалению, родители не озабочены ее образованием - не читают ей книг, не развивают ее кругозор, и Анюта не рвется к книжкам, сказкам, как это было с нашими детьми. Шура закрыла ребятам несколько банок консервированных помидоров, последующий Катин опыт был неудачен - все ее банки вздулись.

Еще Шура рассказывала, что ехала с русской семьей из Ессентуков, которые жаловались на сложную жизнь рядом с кавказцами, в основном с армянами, которые живут хорошо, богато и дружно и своим хозяйским положением в этой жизни притесняют русских. Сейчас, правда, из-за чеченской опасности они, тоже христиане, стали более благосклонно относится к своим русским соседям.

часть 2

ТРИ ПОЕЗДКИ НА КАВКАЗ
2000 год : Пятигорск Озеро Тамбукан Железноводск АРХЫЗ Баритовый  водопад Софийские озера
2001 год : Железноводск Баритовый водопад София Озеро любви
2002 год : Второ-Афонский монастырь Ессентуки Кисловодск Музей художника Ярошенко

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК
2000 часть 1  часть 2 2001 часть 1  часть 2 2002 часть 1  часть 2 2003

РАННИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
НА КАВКАЗЕ (1957 год) ПОЕЗДКА В ОСЕТИЮ (путевые заметки 1977 г.)