МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК 2003

19.08. Наконец решил, куда поеду в оставшиеся от отпуска дни, получив согласие на поездку из дома от папы и Шуры. Погода на Севере испортилась и поэтому я еду в Пятигорск. Вечером после работы я заехал на вокзал и купил билеты туда и обратно. Сегодня в ночь я уезжаю, а возвращаюсь в Тулу 2 сентября. За билеты отдал 1,5 т.р.

Вечер пошел сумбурно в сборах. Дима и Наташа съездили в магазины и купили в подарок Кате пряники и конфеты. К поезду меня провожали всей семьей на машине. Приехали рано и более получаса провели на перроне. На улице не жарко. В 0-30 поезд повез меня на Юг.

20.08-21.08. Мое место, как и предупредила меня кассир, оказалось не самое удобное - нижняя боковая полка, но хорошо, что не рядом с туалетом. Первая ночь прошла беспокойно, до границы с Украиной народ постоянно выходил и входил, потом стало поспокойнее.

На Украине, уже как обычно, поезд долго держали таможенники, надоедали бесконечные толпы торговцев. Из еды почти ничего не покупал, был скромен в своих желаниях, из сувениров купил птичку - оберег и кофеварку.

21.08. Утром в Пятигорске меня встретили Катя и Андрей. Я с ними расцеловался и вручил им свои тяжелые сумки с подарками (пряники, мед, черника, малина). После легкого завтрака мы двинулись на Ново-Пятигорское озеро. Ехали на трамвае. Яркое южное солнце, буйная зелень, прохожие в летних нарядах, красота! На озере купались и загорали три часа. В будний день на берегу было совсем мало народу и это нам очень понравилось. Назад купили вино и арбуз. После вкусного обеда я позволил себе немного поспать, сон в вагоне был неполноценным.

Вечером ели арбуз, смотрели телевизор, и я дочитывал прекрасную книгу Б. Васильева «Летят мои кони», которую я взял в дорогу. Какие пронзительные рассказы! Достаточно назвать один всем известный «Вы чье, старичье?».

22.08. С утра и целый день пасмурно. Утром ходили на книжную ярмарку, Ане надо купить учебники к новому учебному году. На улице, перед ярмаркой десятки ребятишек самого разного возраста продающие свои учебники. Учебники, отличающиеся всего лишь одним годом издания порой кардинально отличаются друг от друга. Никакой стабильности, как тут не растеряться и не запутаться родителям? И если старые книги можно купить за 10-20 р., то новые «кусаются», их цена около 100 р. Чтобы снарядить первоклашку в школу надо потратить только на учебники не менее 500 р., а это не каждому это под силу. Поскольку мы точно не знали, какие именно нужны учебники, а вариантов их к каждому предмету доходит до 4-х, решили ничего не покупать, а сначала все узнать на собрании в школе.

Потом был обед и сон. После обеда все вместе прогулялись к Чулковым. Оказывается, они живут недалеко от вокзала. Прогулка была неудачной, Чулковых не было дома. Но нам с Аней пришлось рядом с домом долго прождать Катю и Андрея, которые зашли по дороге к своим знакомым. Мы с Аней наелись до «не хочу» полузрелых слив с дерева перед домом, наигрались, перебрасывая друг другу грецкие орехи.

Когда мы все собрались, то решили, Андрей пойдет домой, а мы, остальные, к Цветнику. Рядом с Цветником многое изменилось, прошлогодняя стройка вылилась в аллею из прекрасных фонтанов. У многих мы фотографировались, потом съели по мороженому и отправились дальше. Отметили, что последний бесплатный туалет на Цветнике стал платным. Поднялись наверх, к Китайской беседке, но к самой беседке не подходил, а решили спуститься вниз по весьма крутой горке. Вышли мы к «Диким ваннам», где немного промочили свои ноги.

Вечером была стрижка моей головы, ужин и телевизор. Из последних известий узнали о попытке покушения в Пятигорске на его мэра Васильева. В этот же день узнали еще об одной трагедии - гибель Сахалинского губернатора и его команды в авиакатастрофе.

23.08. Ночью тепло, днем по-прежнему жарко. С утра мы отправились на вокзал, чтобы поехать в Кисловодск. Цель нашей прогулки - музей художника Ярошенко. Опоздали на полминуты, электричка закрыла свои двери перед нашим носом. Час до следующей электрички надо было где-то провести. Решили дойти до красивого храма, который хорошо виден с вокзала. К Храму подошли, но на территорию войти не посмели из-за нашей легкомысленной одежды. По дороге видели комбинат «Холод», где производится все многочисленное вкусное пятигорское мороженое, кафе и фирменный магазин, где мы купили по мороженому и сладости в дорогу. Пока мы ехали в электричке, по вагону прошел не один десяток уже привычных коробейников, но одна встреча была необычной и приятной. В вагон вошел и остановился рядом с нами аккордеонист. Встал и заиграл «Ты голубка моя …» Мы с удовольствием прослушали всю песню, а маленькая девочка, сидящая на коленях у бабушки, просто смотрела артисту в рот, широко открыв глаза.

В Кисловодске мы долго искали музей Ярошенко, сделав две большие петли с центром возле вокзала. Наша прогулка не была напрасной, мы лучше узнали город, мы с удовольствием гуляли по чистым, зеленым, безлюдным, гористым улицам с прекрасными курортными зданиями. Нам встретилась улица, полностью усаженная синими елями и большой тополь возле одного из санаториев. Недалеко от вокзала мы хорошо посидели в летнем кафе, поедая мороженное и пончики.

Мы много раз видели и слышали свадебные процессии, мчащихся куда-то. Оказывается, они ехали как раз в то место, куда стремились и мы. Вскоре поднявшись по улице Мира, мы увидели великолепный огромный новенький Свято-Никольский храм, слева от него старинную крепость - музей, а перед ним Вечный огонь с фигурой матери, прощающейся с пролетающими над ней сыновьями - журавлями, павшими в войну. Мы прошли к Храму и в приделах его увидели могилу Ярошенко и его жены. На памятнике стояли даты жизни 1846-1898, из которых следовало, что художник прожил всего 51 год.

Я вспомнил, что из всего этого великолепия 20 лет назад, была лишь скромная могила художника. Стали искать дом-музей. Рядом оказались различные учреждения Церкви в большом доме, а где дом художника. Спросили. Оказалось, что дом рядом, за каменным забором. Вошли внутрь и очутились в большом саду. На территории заповедника стоят три маленьких дома, в одном из них выставка картин С. Говорухина, в двух других музей художника. В одном здании мы смотрели картины художника. Освещение было плохое, многие картины написаны темными красками и нет моих любимых картин, находящихся в Третьяковке - «Курсистка» и «Портрет артистки Стрепетовой» и портретов других знаменитых людей. Правда, была неплохая копия картины «Всюду жизнь». Хороши некоторые пейзажи и картины деревенской жизни. Поразили чистые деревянные полы в домах. Со слов служительницы музея мы узнали о художнике следующее.

Николай Александрович Ярошенко родился в Полтаве, в семье военного. Так же, как и отец, он получил военное образование, и долгие годы работал в Петербурге на военном заводе. Все свободное от службы время Ярошенко зани­мался искусством, которому отдал все свои силы.

В Петербурге он рисовал сначала под руководством художника-сатирика А.М.Волкова, затем учился у И.Н.Крамского, а позже в течение пяти лет по­сещал Академию художеств. В 1875 году Ярошенко впервые принял участие в выставке передвижников, а в 1876 году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, где вскоре стал, наряду с Крамским, одним из его руководителей.

Картины Ярошенко, появляв­шиеся на передвижных выставках, всегда вызывали большой интерес, привлекали внимание к острым вопросам современной общественной жизни.

В 1892 году Николай Александрович Ярошенко поселяется в двадцати шагах от Никольского собора на знаменитой "Белой вилле". Здесь регулярно бывают Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Николай Касаткин, Михаил Нестеров, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Владимир Короленко, Архип Куинджи. Для Дмитрия Менделеева на "Белой вилле" была даже оборудована специальная лаборатория.

Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело. Ярошенко излечивает туберкулез, но… Пути Господни неисповедимы. Спасаясь от грозы, Николай Александрович надорвал сердце и скоропостижно скончался в своем рабочем кабинете. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города.

1 сентября 1936 года Никольский собор стали взрывать. Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. От взрывов стали сокрушаться могилы. Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. Погибли все могилы. Все. Кроме одной. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. Чудо это подействовало и на зевак, и даже на вандалов-разрушителей. Доселе равнодушно взиравшие на гибель храма и кладбища, они, словно очнувшись от глубокого сна, стали на защиту сохранившейся могилы. Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. И власти сдались. Могила осталась нетронутой. Так и стояла она более полувека одна на пустой соборной площади.

Во втором доме смотрели коллекцию других знаменитых друзей художников - передвижников (М. Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова, В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других). Выйдя из дома, прошлись по саду с редкими растениями, рядом с которыми стояли таблички с их названиями.

Рядом шумела река, и звучали веселые голоса. Мы попросили служительницу музея подтвердить нашу догадку, действительно, рядом был парк. Мы спустились вниз и оказались рядом с «Зеркальной струей» и диким пляжем возле реки и красивого мостика. Я решил сфотографироваться в реке возле мостика, но, не рассчитав её глубины, я рухнул в шортах в воду. Пришлось искупаться, а потом искать место, где я мог выжаться.

Потом мы закусили сладостями и поспешили на электричку. В электричке пришлось ехать в мокрых штанах, а по дороге от вокзала до дома я полностью высох.

24.08. Ночью шел дождь. В Москве похолодало на 10 градусов, видимо началась осень. Днем с Катей и Аней ездил на Тамбукан. На прежнем месте пусто, берег стал обрывист, а вода у берега грязная. Прошли подальше, в более людное место. Устроились под деревом у берега. Повыше у деревьев стояло много легковушек, и они все пребывали и прибывали. Музыка неслась сразу с нескольких мест. Анюта сразу познакомилась с рослой пухлой девочкой шести лет. Мы купались, загорали, мазались грязью, Катя делала длинные заплывы. Вскоре мы уже познакомились с приятной молодой высокой женщиной Светой, мамой девочки, ели арбуз, разговаривали со Светой и её молодым другом восточной наружности, имя которого я так и не запомнил. Выяснилось, что Света имеет автомобиль, на нем они и приехали. Работает она на рынке, разведена, живет на Московской 76. Света хотела бы отдать дочку в бассейн, чтобы там её научили плавать. Её друг холост, жил в Европе в разных странах, знает несколько языков, бизнесмен. Вскоре мы уже договорились, что новые знакомые довезут нас в город. Ехали мы долго, объезжая Машук, проезжая мимо рынка «Людмила», видели красивый фонтан у бензоколонки. Нас довезли до «Белой ромашки». Договорились встречаться.

25.08. Мой день рождения. Сегодня идем на Машук, есть шашлык. Утром прекрасная солнечная погода, виден Эльбрус. Шли лесом, поднимаясь на Перкальские скалы. Становится все жарче. Удивило большое количество ягод кизила, кругом красно. Катя и Андрей говорят, что никогда не подозревали о том, что на Машуке рощи кизила. Зато в этом году почти нет шиповника, а если и попадаются его плоды, то мелкие и сморщенные.

Добрались до любимого места Никулиных. Есть готовое кострище, вокруг прекрасный вид. Пока Андрей занимался шашлыком, мы гуляли по скалам, любовались на окружающие виды, собирали кизил на компот. Вскоре шашлык был готов, и мы рвали зубами с шампуров мясо, и пили вино.

По возвращению домой наш праздник продолжился - мы ели салат, пили вино, кушали торт. Катя и Андрей подарили мне фотоаппарат - мыльницу.

26.08. Жарко. С утра мы поехали в Железноводск. Вскоре мы уже гуляли в парке. Отремонтированная Пушкинская галерея просто великолепна. В парке мало народа. На лотках продаются прекрасные книги, изделия из полудрагоценных камней и дерева. Встретили писателя Рыбалко, продающего свои поэтические и прозаические сборники. Один поэтический сборник совсем свежий, с фотографиями и написан под впечатлением поездки в Париж. Я с ним разговорился, познакомился. Он председатель писательской организации КавМинВод, автор 17 книг. Книги продает за 100 и более рублей. Говорит, что за 2-3 т.р. можно напечатать 100 экземпляров книг среднего размера. Писатель зарабатывает не только книгами, не гнушается петь песни под гитару. Подошли к центру парка, попили минеральной воды, полюбовались фонтаном, сфотографировались у Орла и спустились вниз по нарядной лестнице в лес, а дальше по знакомой дорожке к озеру.

На озере кое-что изменилось, оно стало еще более красивым и ухоженным, но, как и раньше декоративным. Народу в будний день на берегу было немного, а в воде и того меньше. Купались, загорали, в кафе купили мороженое и не очень вкусные ход-доги. Назад возвращались опять по лестнице, любуясь её украшениями и видом вокруг. Далее был парк, где наши женщины долго выбирали себе брелки и обереги.

27.08. Сегодня мы трое - Катя, Аня и я, провели день в прогулках по городу в поисках подарков в Тулу и лекарств для отца.

После покупки товаров мы поднялись к Провалу и спустились вниз к народным ваннам. Удивило малое количество вытекающей из Провала воды. Двадцать минут сидели с Аней в ванной и наблюдали, как один парень с лицом дебила с помощью металлоискателя ищет в земле деньги. Ему не изменяло везение, аппарат почти постоянно пищал, а парень маленьким острым молоточком выковыривал монеты и складывал их в карман.

Накупавшись, мы пошли по тенистой дороге вокруг Машука, дыша чистым воздухом, слушая тишину и радуясь окружающим просторам. Вышли у места дуэли Лермонтова, откуда и отправились домой. Вечер был таким же, как и вчера.

28.08. Утром всей компанией на автобусе отправились в поселок Энергетик. Кате и Андрею надо было договориться о возможности работы в бассейне «Дельфин». Далее предполагалось, что мы поднимемся к Перкальским скалам, и будем собирать кизил. Для этого мы взяли ведро и пакеты. На остановке долго ждали автобуса, обсуждали вчерашний школьный сбор у Ани, говорили о том, что Пятигорскому трамваю исполнилось 100 лет и город 6 сентября будет широко отмечать это событие. Ане к 1 сентября в школе дано задание найти стихи о трамвае.

К бассейну приехали через полчаса. В бассейне тихо, пусто и чисто. Ребята выяснили свои проблемы, мы осмотрели сам бассейн и лягушатник. Все великолепно. Оттуда же позвонили Чулковым и договорились о встрече у них в 17-00. На улице жара.

Двинулись к Машуку. Сначала шла бетонка вдоль лесопитомника, и вскоре начался лес. Подъем для меня был крут и тяжел, но недолог. Вскоре мы были в знакомых местах. Ягоды собирали часа два. Можно было стоять у одного дерева и «доить» его целый день. Но это скучно и ягоды не всегда были спелыми, поэтому мы передвигались по горе. Всего собрали примерно 14 кг. Назад спустились к «Белой Ромашке», где купили сахар для компотов и варенья и овощи.

Дома съели борщ и быстро собрались к Чулковым (Лена Чулкова - крёстная мать моей внучки Анюты). По дороге купили песочный торт «Полюс» и арбуз. Нас уже ждали, дочка Лариска встречала нас за два квартала от своего дома. Дом оказался очень скромным, небольшим, всего две комнаты. Правда, есть еще несколько дополнительных подсобных помещений, есть и куры в загородке во дворе. Асфальтированный дворик тоже оказался небольшим. Поразил черный изящный и ласковый кот.

Нас угощали вкусным домашним вином, экзотическими блюдами и салатами, рассказывали о летних поездках в Москву, Петербург и Троицко-Сергиев Посад, показывали фотографии. От них позвонили в Тулу. Дома все в порядке.

Назад шли по ночному городу. Тепло, кругом звон цикад, над головой звезды и ветви деревьев в неясном свете фонарей. В двери квартиры записка от новых знакомых Никулиных имеющих машину, с предложением поехать в горы на выходные. Увы, придется отказаться, в воскресение вечером я уезжаю.

30.08.03. Утром все вместе ездили в Ессентуки. С вокзала сразу отправились в верхний парк («Парк Победы»), но выбрали неудачное направление и немного поплутали. Ходили по почти сельским улицам. Спросили, как пройти в «Викторию». Вскоре дорога привела нас в санаторий. Ходили, восхищались фонтанами, скульптурами, клумбами, аллеями, фотографировались. Восхитил столп с ангелом - хранителем на площади Виктории, громадная питьевая галерея.

После осмотра «Виктории» и питья минеральной воды («Ессентуки-4», «Ессентуки-17» «Ессентуки-новая») спустились в Парк Победы. Любовались аллеей из голубых елей, подходили к стеле с Вечным огнем. В курортную зону перешли под железной дорогой по мрачному темному переходу. Попали в район санатория «Шахтер». Прошли до грязелечебницы им. Семашко, зашли в питьевой источник, попили воды, осмотрели стихийный рынок, располагающийся рядом. Далее был парк минеральных вод, который мы прошли насквозь, и вышли на главную площадь. Время до электрички было много, и мы прогулялись по ессентукским улицам, перекусили булочкой с кефиром, заходили в магазины с сувенирами.

Далее был ужин, а после него поход в студенческий интернет - клуб, где мы, взрослые, просидели 1,5 часа, истратив 50 р. и получив свою порцию удовольствия. Дома нас ждала зареванная Анюта. Успокоили ребенка, посмотрели по телевидению необычный фильм «Ландыш серебристый» и легли спать. Завтра я нахожусь последний день в Пятигорске.

1.09.03. Давно я перестал любить ездить в поездах. Жара, духота, неудобные постели и плоские подушки, беседы пассажиров на заезженные темы с готовыми и давно известными клише. А сейчас еще добавилось неудобство в виде проверки на границе Украина - Россия.

До Харькова стояла прекрасная жаркая и сухая погода. В Харькове было уже пасмурно, но тепло, а дальше все холоднее и холоднее. И если в первую ночь никто и не вспомнил про одеяло, то во вторую оно было не лишним. Народу в вагоне было много, и особенно часто он стал меняться после Украины. Последнюю ночь спал плохо - боялся проспать, было холодно и неудобно.

ТРИ ПОЕЗДКИ НА КАВКАЗ
2000 год : Пятигорск Озеро Тамбукан Железноводск АРХЫЗ Баритовый  водопад Софийские озера
2001 год : Железноводск Баритовый водопад София Озеро любви
2002 год : Второ-Афонский монастырь Ессентуки Кисловодск Музей художника Ярошенко

МОИ ПОЕЗДКИ В ПЯТИГОРСК
2000 часть 1  часть 2 2001 часть 1  часть 2 2002 часть 1  часть 2 2003

РАННИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
НА КАВКАЗЕ (1957 год) ПОЕЗДКА В ОСЕТИЮ (путевые заметки 1977 г.)